Токарев Б.Е.

 

Преподаватель Центра «БИЗНЕС и МАРКЕТИНГ»

Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, к.т.н.,

директор Центра до 2010 года.

Курс «Маркетинговые исследования»

 

Зачем маркетологу профпереподготовка?

 

Так какие же маркетологи нам нужны? Грамотные, неординарные, знающие теорию и умело применяющие ее на практике. Эти критерии очевидны, но как сделать из хорошего специалиста, имеющего «перпендикулярное» по отношению к  сегодняшней работе образование, современного маркетолога?  По диплому это филолог, педагог, технарь, математик, врач, музыкант и т.д.  Ему было бы не лишним иметь экономическое образование, быть психологом, иметь навыки социолога, знать математику и владеть современными информационными технологиями, быть коммуникабельным, вдобавок.

Примерно таким образом можно нарисовать для себя идеальный образ маркетолога. К сожалению, таковых единицы. Это очень немногочисленная категория специалистов, обладающих энциклопедическими знаниями и успевших поработать в разных компаниях на должностях, начиная с низших исполнительских. А остальных-то необходимо научить! И не факт, что тот, кто сейчас возглавляет отдел маркетинга на предприятии, в особенности отечественном среднем и малом бизнесе, делает свою работу грамотно и эффективно. Отсюда возникает спрос на подготовку специалистов - маркетологов. Программы профессиональной переподготовки направлены на удовлетворение этого спроса. Сказать точнее, не просто маркетолога, а, в большей степени, управленца - маркетолога! Управление маркетингом – это одна из важнейших составляющих комплекса современного управления бизнесом.

 

Программы профессиональной переподготовки длятся примерно 1 учебный год (более 500 аудиторных часов). Чаще всего используется вечерняя форма: несколько раз в неделю вечером после работы плюс субботы.

Самая большая проблема таких программ (честно сказать, и всех МВА тоже) – увязать необходимую теорию с практикой. Решение  проблемы состоит в том, чтобы сплести нити теории с необходимым опытом, причем, желательно с отечественным опытом. Скептики говорят, что преподавателей теории как таковых у нас нет. Не соглашусь с этим утверждением. За прошедшие десять лет такие преподаватели побывали во многих западных школах бизнеса, учились сами и преподавали за рубежом, получая за свою работу весьма высокие рейтинги. Другие скептики утверждают, что практики не готовы делиться своим опытом с другими. Тоже неверно. Можно назвать несколько десятков фамилий известных менеджеров и руководителей компаний, которые уже не первый год сотрудничают с известными российскими бизнес - школами. Среди них И. Качалов, О. Чернозуб, С. Картышов, С. Фролов, И. Манн, П. Залесский. Можно возразить, что у них имеется скрытый мотив, нацеленный на продвижение себя лично и услуг своих компаний. Наверное, это так, но то, что они развивают профессиональный рынок, делятся методами практической работы и действенных приемов, перевешивает все сопутствующие издержки. Перечисленные специалисты получают на наших программах самые высокие оценки.

            Данный подход имеет свои «плюсы» и «минусы». Приглашенный специалист знает и владеет темой очень глубоко, а «минусы» таковы: сложно согласовать необходимое время и даты занятий, т.к. у специалистов имеется своя работа, очень трудно состыковать всех.

            Что касается теоретической части, то на ее проведение приглашаются обычно профессиональные преподаватели, работающие со взрослыми аудиториями. Такие преподаватели имеются в штате школы, но некоторых также приходится приглашать из других учебных заведений. Имена сильных преподавателей хорошо известны на рынке учебных услуг, и большинство из них работает в разных бизнес - школах. Их известность и авторитет влекут за собой необходимость оплаты по высокой почасовой ставке, которая медленно, но неуклонно растет год от года, доходя порой до $100 за академический час. “Вилка”, сложившаяся на сегодняшний день, находится в пределах $30-$50 за один академический час.

Задачей программы профпереподготовки в области маркетинга является теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятий, которые могут организовать и воплотить в конкретные действия маркетинг на предприятиях.

            Логика программы, которая проводится в АНХ,  нацелена на помощь в разрешении существующих проблем и изучению комплекса практических действий, способствующих реализации практического маркетинга на предприятиях.

Поэтому программа условно состоит из трех тематических блоков:

1.       Общеэкономический блок, включающий основы экономики, финансов, менеджмента.

2.       Блок, называемый «Практический маркетинг» (часто в литературе он называется операционным маркетингом), включающий спектр тем и дисциплин, которые выполняют менеджеры по маркетингу, точнее менеджеры по отдельным направлениям деятельности: исследования, реклама, PR, директ - маркетинг, аналитика, работа с клиентами, региональная деятельность и другие.

3.       Блок, который включает темы, связанные с планированием маркетинга, стратегическим маркетингом, брэндингом.

 

Структура программы представлена ниже на рис. 1.

 

 

            Две дисциплины являются основополагающими в программе: экономика и управление предприятием (менеджмент). Для основательности и, учитывая специфику маркетинговой деятельности, в этот фундамент добавлены еще две дисциплины: психология и социология.

            Дальше идут дисциплины специализации. Основы современного маркетинга – это философия маркетинговой деятельности. Небольшой по количеству учебного времени блок определяет место маркетинга в системе менеджмента фирмы.

            Практический маркетинг – подробный и глубокий разговор о том, что представляет каждое направление маркетинговой деятельности по отдельности,  каковы его особенности, какова практика применения, чего ожидать в результате использования. Направления изучения: аналитическая работа, ценообразование, формирование спроса и стимулирование сбыта, продажи, дистрибуция, интегрированные маркетинговые коммуникации, реклама и PR, исследования, информационные технологии, конкурентная разведка и другие.

            Завершает программу самый важный блок: стратегический маркетинг, планирование маркетинговой деятельности и современный брэндинг. Опыт общения с представителями различных компаний показывает, что худо-бедно, но инструментарий маркетинговой деятельности уже сложился. Некоторые компании научились очень эффективно использовать отдельные инструменты маркетинга, например, рекламу, директ-маркетинг, но, в целом, система маркетинга, как элемент управления бизнесом, еще не всегда складывается. Она начинается с выработки сознательной маркетинговой стратегии, которая не противоречит стратегии всего менеджмента, не входит в противоречия с позицией топ - менеджмента и собственников. Из стратегии вытекает необходимость планирования маркетинговой деятельности в целом, а также отдельных маркетинговых кампаний и программ. Эти проблемы находят отражение в создании и удержании брэнда.

Программой предусмотрен периодический контроль знаний, полученных слушателями: аудиторные письменные зачеты, самостоятельная работа над темами, результирующий экзамен и защита Дипломных работ. Проблемы с контролем присущи практически всем бизнес - программам обучения: трудно в назначенный срок получить отчет о выполненных работах, пропущенные зачеты могут сдаваться в течение нескольких недель после формального проведения. Это связано с загрузкой слушателей на работе, семейными обстоятельствами, командировками, болезнями, иногда с несобранностью.

Все, что сказано, основано на практическом опыте организации и проведения бизнес - обучения. У нас состоялось более десяти выпусков управляющих маркетингом. Выпускники показывают стабильный карьерный рост: около 75% в процессе учебы и в следующий после окончания год поднимаются как минимум на одну ступеньку вверх. Думается, что все вместе мы движемся в правильном направлении.

 

***

 

Copyright © 2009

Центр «Бизнес и маркетинг»

Дизайн и разработка Центр «Бизнес и маркетинг»

Petrushina Irina

Web - мастеру

 

Сайт создан в системе uCoz