Так какие же маркетологи нам
нужны? Грамотные, неординарные, знающие теорию и умело применяющие ее на
практике. Эти критерии очевидны, но как сделать из хорошего специалиста,
имеющего «перпендикулярное» по отношению к
сегодняшней работе образование, современного маркетолога? По диплому это филолог, педагог, технарь,
математик, врач, музыкант и т.д. Ему
было бы не лишним иметь экономическое образование, быть психологом, иметь
навыки социолога, знать математику и владеть современными информационными
технологиями, быть коммуникабельным, вдобавок.
Примерно таким образом можно
нарисовать для себя идеальный образ маркетолога.
К сожалению, таковых единицы. Это очень немногочисленная категория
специалистов, обладающих энциклопедическими знаниями и успевших поработать
в разных компаниях на должностях, начиная с низших
исполнительских. А остальных-то необходимо научить! И не факт, что тот, кто
сейчас возглавляет отдел маркетинга на предприятии, в особенности
отечественном среднем и малом бизнесе, делает свою работу грамотно и
эффективно. Отсюда возникает спрос на подготовку специалистов - маркетологов. Программы профессиональной переподготовки
направлены на удовлетворение этого спроса. Сказать точнее, не просто маркетолога, а, в большей степени, управленца - маркетолога! Управление маркетингом – это одна из
важнейших составляющих комплекса современного управления бизнесом.
Программы профессиональной переподготовки длятся примерно 1 учебный год
(более 500 аудиторных часов). Чаще всего используется вечерняя форма:
несколько раз в неделю вечером после работы плюс субботы.
Самая большая проблема таких
программ (честно сказать, и всех МВА тоже) – увязать необходимую теорию с
практикой. Решение проблемы состоит
в том, чтобы сплести нити теории с необходимым опытом, причем, желательно с
отечественным опытом. Скептики говорят, что преподавателей теории как
таковых у нас нет. Не соглашусь с этим утверждением. За прошедшие десять
лет такие преподаватели побывали во многих западных школах бизнеса, учились
сами и преподавали за рубежом, получая за свою работу весьма высокие
рейтинги. Другие скептики утверждают, что практики не готовы делиться своим
опытом с другими. Тоже неверно. Можно назвать несколько десятков фамилий
известных менеджеров и руководителей компаний, которые уже не первый год
сотрудничают с известными российскими бизнес - школами. Среди них И.
Качалов, О. Чернозуб, С. Картышов, С. Фролов, И.
Манн, П. Залесский. Можно возразить, что у них имеется скрытый мотив,
нацеленный на продвижение себя лично и услуг своих компаний. Наверное, это
так, но то, что они развивают профессиональный рынок, делятся методами
практической работы и действенных приемов, перевешивает все сопутствующие
издержки. Перечисленные специалисты получают на наших программах самые
высокие оценки.
Данный
подход имеет свои «плюсы» и «минусы». Приглашенный специалист знает и
владеет темой очень глубоко, а «минусы» таковы: сложно согласовать
необходимое время и даты занятий, т.к. у специалистов имеется своя работа,
очень трудно состыковать всех.
Что
касается теоретической части, то на ее проведение приглашаются обычно
профессиональные преподаватели, работающие со
взрослыми аудиториями. Такие преподаватели имеются в штате школы, но
некоторых также приходится приглашать из других учебных заведений. Имена
сильных преподавателей хорошо известны на рынке учебных услуг, и
большинство из них работает в разных бизнес - школах. Их известность и
авторитет влекут за собой необходимость оплаты по высокой почасовой ставке,
которая медленно, но неуклонно растет год от года, доходя порой до $100 за
академический час. “Вилка”, сложившаяся на сегодняшний день, находится в
пределах $30-$50 за один академический час.
Задачей программы профпереподготовки
в области маркетинга является теоретическая и практическая подготовка
специалистов предприятий, которые могут организовать и воплотить в
конкретные действия маркетинг на предприятиях.
Логика
программы, которая проводится в АНХ,
нацелена на помощь в разрешении существующих проблем и изучению
комплекса практических действий, способствующих реализации практического
маркетинга на предприятиях.
Поэтому программа условно состоит
из трех тематических блоков:
1.
Общеэкономический
блок, включающий основы экономики, финансов, менеджмента.
2.
Блок,
называемый «Практический маркетинг» (часто в литературе он называется операционным маркетингом),
включающий спектр тем и дисциплин, которые выполняют менеджеры по
маркетингу, точнее менеджеры по отдельным направлениям деятельности:
исследования, реклама, PR, директ - маркетинг,
аналитика, работа с клиентами, региональная деятельность и другие.
3.
Блок,
который включает темы, связанные с планированием маркетинга, стратегическим
маркетингом, брэндингом.
Структура программы представлена
ниже на рис. 1.
Две
дисциплины являются основополагающими в программе: экономика и управление
предприятием (менеджмент). Для основательности и, учитывая специфику
маркетинговой деятельности, в этот фундамент добавлены еще две дисциплины:
психология и социология.
Дальше
идут дисциплины специализации. Основы современного маркетинга – это
философия маркетинговой деятельности. Небольшой по количеству учебного
времени блок определяет место маркетинга в системе менеджмента фирмы.
Практический
маркетинг – подробный и глубокий разговор о том, что представляет каждое
направление маркетинговой деятельности по отдельности, каковы его особенности, какова практика
применения, чего ожидать в результате использования. Направления изучения:
аналитическая работа, ценообразование, формирование спроса и стимулирование
сбыта, продажи, дистрибуция, интегрированные маркетинговые коммуникации,
реклама и PR, исследования, информационные технологии, конкурентная
разведка и другие.
Завершает
программу самый важный блок: стратегический маркетинг, планирование
маркетинговой деятельности и современный брэндинг.
Опыт общения с представителями различных компаний показывает, что
худо-бедно, но инструментарий маркетинговой деятельности уже сложился.
Некоторые компании научились очень эффективно использовать отдельные
инструменты маркетинга, например, рекламу, директ-маркетинг,
но, в целом, система маркетинга, как элемент управления бизнесом, еще не
всегда складывается. Она начинается с выработки сознательной маркетинговой
стратегии, которая не противоречит стратегии всего менеджмента, не входит в
противоречия с позицией топ - менеджмента и собственников. Из стратегии
вытекает необходимость планирования маркетинговой деятельности в целом, а
также отдельных маркетинговых кампаний и программ. Эти проблемы находят
отражение в создании и удержании брэнда.
Программой предусмотрен периодический контроль знаний,
полученных слушателями: аудиторные письменные зачеты, самостоятельная
работа над темами, результирующий экзамен и защита Дипломных работ.
Проблемы с контролем присущи практически всем бизнес - программам обучения:
трудно в назначенный срок получить отчет о выполненных работах, пропущенные
зачеты могут сдаваться в течение нескольких недель после формального
проведения. Это связано с загрузкой слушателей на работе, семейными
обстоятельствами, командировками, болезнями, иногда с несобранностью.
Все, что сказано, основано на практическом опыте
организации и проведения бизнес - обучения. У нас состоялось более десяти
выпусков управляющих маркетингом. Выпускники показывают стабильный
карьерный рост: около 75% в процессе учебы и в следующий после окончания
год поднимаются как минимум на одну ступеньку вверх. Думается, что все
вместе мы движемся в правильном направлении.
|